Современная система
духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой
традиции и мудрости семейного православного семейного воспитания. Одним
из позитивных опытов в этом направлении считаем научно-методическую
работу Московской педагогической академии (д.п.н. Маслов Н.В.), которая
строится на изучении святоотеческого наследия.
В России семья
традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. «Церковь
совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи,
семейного воспитания, по созданию из языческой семьи – семьи
православной. Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое
понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой
церкви – с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими
нормами воспитания детей», считает Н.В. Маслов.
В древний период истории
России государство нормативно закрепляло необходимость православного
поведения в семье, соответствующего отношения к семейной жизни.
Древнерусская начальная
общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало
воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько
нравственной атмосферой, которою он дышал. Воспитательницей была сама
домашняя жизнь, в непреложности семейного уклада.
«Хозяин дома, отец
семейства, - писал замечательный русский историк В.О.Ключевский, - был
настоящий народный учитель в древней Руси, потому что семья была тогда
народною школой или, точнее, народная школа заключалась в семье.
Принципы формирования
русской православной семьи, православного воспитания детей зафиксированы
еще в XVI веке в «Домострое». Много внимания этому вопросу уделено в
трудах святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна
Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Оптинских и Глинских старцев.
О важности семейной жизни
не только для каждого человека, но и для государства и общества
святитель Филарет Московский пишет: «Государство образовалось из
семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной
есть некоторым образом «корень дерева». Любовь ребенка и матери должна
быть подготовкой любви к Отечеству.
Главный совет по
укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые
отцы, - снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть
любовью», соблюдать согласие и мир». Первая забота родителей, пишет
святитель Тихон Задонский, - научить детей жить по-христиански. Родители
должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только
будут наказаны неблагодарностью детей, - они дадут за это ответ перед
Богом. Родители, рождая детей телесно,, должны растить их и духовно.
«Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Родители,
чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить. Родители,
если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами».
«Нет заслуги в том, чтобы
родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – А
заслуга перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом
семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».
Согласно историческим
свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители
строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители
всегда указывали на жизнь вечную. Где христиане должны ожидать наград и
наказаний.
Особенное внимание
родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей
наружности, сколько о своих внутренних качествах.
Чтобы привить своим детям
добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения,
посещали вместе с ним больных и заключенных в темницах.
В процессе воспитания
чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка.
Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Поэтому
исторически в Православии особое внимание обращалось на воспитание
девиц, будущих матерей, и их подготовку к жизни «… по свойству матерей
раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них
первообразом».
История первохристианской Церкви украсилась примерами целого ряда матерей, воспитавших достойных детей.
Говоря о роли отца в
воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы
добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны
были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть
потому, что нет нравственности».
В заключение приведем слова
глинского иеромонаха Порфирия: «Отцы и матери!... дети ваши своим
счастьем могут быть обязаны… не богатству, а своим добродетелям и
благонравию…».
«Домашнее воспитание есть
корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан
Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.
Несомненно, что достичь цели православного воспитания,
решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в
воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания – семья,
государство, Церковь.
Москаленко В.Н.,Лыкова В.Ф., Захарова Т.А. г.Старый Оскол, МОУ «OОШ№15»
|